Назад на главную страницу
Автор: А.В. Горский

Психология Тоталитаризма.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Прежде обратимся к термину "тоталитаризм". Он образован от латинского слова “totalis”. При переводе на русский это "весь", "целый", "полный".

Согласно "Советскому энциклопедическому словарю" (1989 г.), тоталитаризм - это одна из форм авторитарного буржуазного государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. С 20-х годов ХХ века "тоталитаризм"* стал официальной идеологией фашизма Германии и Италии. В современных российских СМИ этот термин стали использовать не только для обозначения периода правления А.Гитлера, но и И.В. Сталина, а также Мао Цзедуна. Другие имена "тоталитарных" лидеров употребляются реже. Тем не менее, они существуют в мировой истории. Вместе с тем, термин "фашизм" часто используется на страницах" демократических" газет для обозначения некоторых российских событий конца ХХ столетия. Правда, согласно другому анализу, их обозначают такими терминами, как "национализм" и "ведизм".

С целью определения причин возвращения российского общества к современному использованию упомянутых трактовок, обратимся не к тем причинам формирования общественного поведения, которые достаточно хорошо описаны в современной литературе и хорошо понимаются нашим сознанием, а к тем, которые без дополнительной помощи никогда не могут быть осознаны им, но всегда присутствуют в человеческой психике. Специалисты называют их символами бессознательного. Такой экскурс в бессознательное проведем на примере жизни А. Гитлера и идеологии нацизма (немецкого варианта "тоталитаризма"). Формирование лидера.

ФОРИМИРОВАНИЕ ЛИДЕРА

Мы уже говорили о том, что характер отца и матери влияет на развитие ребенка сильнее, чем те или иные события. Поэтому для анализа личности Адольфа Гитлера обратим внимание на его родителей.

Отец Адольфа Алоиз был незаконнорожденным ребенком, носившим фамилию своей матери (Шикльгрубер - позднее он сменил ее на фамилию Гитлер). Он начинал жизнь в стесненных финансовых обстоятельствах и только благодаря собственному усердию и дисциплине смог продвинуться от роли мелкого чиновника австро-венгерской таможенной службы к достаточно высокой должности в этой же системе, превратившись в весьма уважаемого представителя среднего класса. Умея экономить, он скопил довольно много денег, чтобы купить дом, ферму и, выйдя на пенсию, обеспечить семье вполне комфортное существование.

Алоиз был вполне благонамеренным человеком, вовсе не склонным к деструкции, но весьма авторитарным и не позволял забывать, кто является главой дома. По отношению к сыну - ругал его, спорил с ним, старался внушить ему, что для него благо, но никогда не бил его и не являлся фигурой, наводившей ужас. Однако, как отмечается в литературе, сын его побаивался. Алоиз хоть и либерально был настроен, но всегда в семье требовал дисциплины и ответственности.

По долгу службы отец Адольфа много времени проводил вне дома.

Наиболее ярким увлечением Алоиза было пчеловодство. Почти весь свой досуг он проводил у пчелиных ульев, отдаваясь этому занятию примерно так же, как и службе. Любил выпить, но не был при этом - пьяницей. Ему нравились женщины, но при этом не слыл повесой и дамским угодником.

О матери Адольфа Кларе сообщается - как о симпатичной и вполне приспособленной к жизни женщине. Необразованная деревенская девушка, она была служанкой в доме Алоиза Гитлера, ее дядюшки и будущего мужа. Когда умерла его жена, Клара стала любовницей Алоиза и забеременела от него. Она вышла замуж за овдовевшего Алоиза, когда ей было двадцать лет, а ему - сорок семь.

Клара была человеком трудолюбивым, ответственным, но холодным и невеселым, Будучи движима в своем поведении в основном одним только чувством долга, она в действительности давала своему родному сыну (были и приемные дети) мало тепла, но, зато слишком баловала. Алоиз не очень заботился о чувствах своей супруги, и жизнь Клары была не очень счастливой.

Мало сведений можно найти в. литературе о родителях Адольфа, но из "того, что есть, видно нарушение их семейных ролей. Отец был хоть и последовательным в своих действиях, но все же порой склонялся и к более мягкому поведению. Мать была общественно ориентирована и холодна. Имеется много косвенных свидетельств о психологическом давлении материна отца. Во-первых, самоустранение отца от большей части семейных дел под видом службы и увлечений пасекой. Любовь к алкоголю - также косвенный признак подавления мужской активности (воли). Эмоциональные отношения Адольфа Гитлера с Евой Браун, ее жалобы на недостаток ласковых и теплых слов с его стороны так же свидетельствуют о склонности матери выполнять не свою роль. Такая маскулинная ориентация матери и феминная ориентация отца не могли не сказаться на психике Адольфа, который, судя по его осознанным действиям, к матери был безразличен. Он не любил ее и не заботился о ней. К примеру, Адольф не приезжал в Линц из Вены - хотя на такую поездку у него с лихвой бы хватило и времени, и денег. Он даже почти не писал ей, заставляя тревожиться о нем. Как утверждает Смит, Адольф вернулся домой, только получив известие о смерти матери.

В неосознаваемой сфере Адольфа его мать была отражена, как нереальное существо. Объяснить это можно недостатком материнской любви в раннем детстве. Однако, несмотря на холодность матери, Адольф был крепко привязан к тому, что было с ней символически связано: безличные силы земли, кровь, Германия.

В отношениях с отцом у Адольфа не было прямых силовых столкновений, однако, зафиксировано нежелание следовать его рекомендации стать чиновником. Сыну претила карьера бюрократа, он хотел быть творческой личностью.

Более выраженной была неосознаваемая агрессия к отцу, чем осознаваемая. В детстве Адольф, в основном, увлекался военными играми, где был заводилой и мог верховодить в компании сверстников. В детстве он не любил трудиться по указке и не показывал каких-либо интересов, кроме "ухода в себя", в мир фантазий и отказа учитывать требования реальности. В начальной школе он был отличником, а в средней хорошие оценки получал в основном по рисованию. В своих неудачах обвинял учителей. Данные факты говорят о нарастании неосознаваемой агрессии ко всему осознаваемому, ко всему в символическом смысле отцовскому. Поэтому Адольф и регрессировал в лоно неосознаваемых материнских символов, чтобы зарядиться энергией и, вернувшись оттуда, неосознанно мстить символическому отцу за его мягкость, за то, что выбрал такую жену, которая не дала полноценного ухода (любви) сыну, за свою застенчивость перед девушками, которая сформировалась из-за сильного контролирующего Сверх-Я, за то, что не дал ему полноценной мужественности. Даже смерть Алоиза не изменила выбранной тактики Адольфа. Таковы плоды женской эмансипации, которые пожинала тогда вся Германия.

Адольф не остался наслаждаться свободой неосознанного выбора, за ним не были замечены и какие либо гомосексуальные тенденции. Из-за сравнительно сильной (в психологическом смысле) отцовской личности, его нарциссизм постепенно преобразовался в паранойяльную психопатию. Заметим, не в болезнь - шизофрению в форме паранойи, о чем любят говорить некоторые исследователи личности А. Гитлера, а в поведенческую аномалию. Четкое планирование своей деятельности и последовательное активное выполнение поставленных задач не характерно для больных паранойей. Адольф знал, что хотел и последовательно добивался этого. Признавать человека параноиком лишь за то, что его деятельность не всем пришлась по вкусу, по меньшей степени безграмотно. На это имеются другие критерии оценки.

Шизофрения как "прогредиентное психическое заболевание" имеет свое определенное начало и конкретную динамику. То есть, как правило, жизнь больного шизофренией можно с большей или меньшей точностью разделить на два этапа: до и после болезни.

Чаще всего в период предболезни мы наблюдаем наличие так называемых шизоидных или шизофренических черт. К ним относятся пассивность, замкнутость, мечтательность, интравертированность, безынициативность, слабая физическая конституция. Хотя описанные признаки встречаются не всегда.

Смысл, содержащийся в термине "прогредиентное", говорит нам о наличии прогресса в заболевании, то есть появлении каких-либо новых симптомов, их смене - от этапа к этапу. При этом, с какого-то момента отклоняющееся от общепринятых норм общежития поведение больных бывает уже трудно или невозможно объяснить адекватными психологическими причинами - на уровне здравого смысла.

Шизофрения характеризуется и "диссоциацией психических функций". Феномен диссоциации, или рассогласования психической деятельности распространяется в большей или меньшей степени на такие важные составляющие психики, как мышление, воля и эмоции.

Обратим внимание на расстройства в сфере мышления. Еще до появления явных клинических признаков, таких как бред и галлюцинации, отмечаются расстройства мышления в виде настойчивого выделения несущественных признаков, символизма, обрывов мыслей, бессвязности, наплывов мыслей, резонерства.

Больной не может внятно коротко ответить на поставленные вопросы, его мысль причудливо блуждает и путается, зачастую противоречит сама себе. Нередко сами больные жалуются на ощущение трудности сосредоточения. При этом они могут отметить наличие своеобразных "обрывов" в процессе мышления, неожиданных пустот, потери мысли или, напротив, неудержимого одновременного наплыва разнообразных мыслей, часть из которых осознается как чуждая, субъективно неприятная, "вложенная" в голову извне. Никакие аргументы или опровержения со ссылкой на реальное положение вещей не могут разубедить больного в надуманности и ложности его умозаключений.

В сфере эмоциональной сферы шизофреников чаще всего наблюдаются такие расстройства, как апатия, то есть безразличие к происходящему, окружающему, своему положению, прошлой жизни и перспективам будущего. При этом степень выраженности апатии может быть различной: от некоторой эмоциональной монотонности, обеднения до эмоциональной тупости с холодностью, бессердечием, отсутствием способности к эмоциональному резонансу. Больной как бы теряет ощущение слитности с происходящим, выпадает из эмоционального контекста событий и взаимоотношений с людьми...

Это приводит к разрыву общественных связей, замкнутости и одиночеству. А неспособность понять эмоциональное состояние другого может провоцировать конфликты, в результате которых больные теряют работу, расстаются с близкими. Порой апатия приводит к тому, что больные опускаются даже внешне, перестают следить за собой, не убираются дома, становятся неопрятными. Хотя, надо отметить, что на ранних стадиях заболевания их одежда может выглядеть вызывающе яркой, экстравагантной.

Дефицитарная (ущербная) динамика отмечается и в волевой сфере больных шизофренией. Воля больного подчиняется прихотям заболевания. Направленность его деятельности определяется галлюцинациями, бредом. Говоря коротко, болезненный процесс, а не сам человек, в данном случае является хозяином положения. Он и болезнь оказываются в той ситуации, когда у больного нет выбора, не хватает сил на эффективное сопротивление.

При этом они демонстрируют отсутствие самокритики, гибкости и пластичности, не заботясь об убедительности доказательств своей точки зрения, аргументируя ее с позиций "кривой" логики, не прислушиваясь к контраргументам.

Человек с выше описанной шизофренической психической основой может давать непредсказуемые реакции: от необоснованно бурных до абсолютно безучастных в тех случаях, когда от больного требуется максимум участия в своей или чужой судьбе. Вполне понятно, что люди с такой психической основой не в состоянии самостоятельно управлять государством. Им не хватает психического здоровья. Получается, что шизофрения в форме паранойи не свойственна была А. Гитлеру.

Но есть еще паранойяльная психопатия. Она отличается убежденностью в превосходстве индивида над окружающими, уверенностью в первостепенной важности того, что он делает, испытывает тягу к власти, лидерству. Он претендует на исключительное положение, на то, чтобы все делали то, что он считает нужным. Злопамятен, подозрителен, в каждой ситуации воинственно отстаивает свои права. Развиты самоуверенность, чувство собственной значимости. Склонен к образованию сверхценных идей изобретательства, величия, могущества. Это характеристика одного из видов психопатий, а именно паранойяльной психопатии. И рамки такого поведения больше подходят А. Гитлеру, чем диагноз паранойяльной шизофрении.

Мы ввели термин еще и паранойяльной ориентации. Он характеризует норму мужского типа поведения. Это вертикальная ориентация. Для нормальных женщин характерна, напротив, горизонтальная (или шизоидная) ориентация. Единство женской горизонтали и мужской вертикали представляет собой гармоничное сочетание. Касательно психологических проблем А. Гитлера, быстрей всего можно говорить о его психопатичности, которая, кстати, и давала ему энергию в деле преодоления довоенного глубокого общественного кризиса Германии.

Здесь есть смысл заметить, что ложно приписываемая шизофрения в форме паранойи не подтверждена и у И.В. Сталина. Это доказывает в своей статье "Была ли у Сталина шизофрения" академик РАН В.И. Барабаш [1]. Фактически, именно это сообщила на своих страницах "АИФ" (№ 32. 1995). Н.П. Бехтерева (внучка именитого В.М. Бехтерева, который якобы в 1927 году, осмотрев И.В. Сталина, диагностировал у него шизофрению в форме паранойяльности с явлениями подозрительности). Она отметила, что ее дед не мог назвать Сталина параноиком. Его имя было использовано для того, чтобы объявить Сталина сумасшедшим и скомпрометировать его.

Сочетание в неосознаваемой сфере психики А. Гитлера противоречивых внутренних объектов матери и отца, предоставило возможность ее владельцу глубоко регрессировать в лоно коллективного бессознательного. Но он не остался там навсегда. Благодаря сформированной в нем при помощи отца воли, он все же сумел преодолеть радость свободы неосознанного выбора (трансового состояния) и вернуться оттуда к осознаваемой деятельности (свободе осознанного выбора), что опять же, не свойственно больным паранойей. Не признавая отца своей неосознаваемой сферой психики, Адольф во многом самостоятельно формировал свое сознание. Недостаток материнской любви в раннем детстве спровоцировал в сыне развитие суггестивных способностей. Это в последующем помогло заставить других следовать за ним. Сочетание в неосознаваемой сфере психики противоречивых мужского и женского объектов не всегда позволяло Адольфу сохранять эмоциональное равновесие. В виду этого, при общении с другими людьми он иногда мог "взрываться" в приступе ярости. Именно в этом звучал его неосознаваемый протест и против символических матери (эмоция) и отца (агрессия). Таким образом, в психике А. Гитлера формировался лидер, воин и победитель без границ, который мог зажечь людей и повести за собой.

Пройдя этап становления личности и имея перед собой конкретную цель спасения Германии (Родины-матери или Германии-матери) от неумелого отцовского (в символическом смысле) управления, мятежный художник смело устремился в политику. Для окончательного решения поставленной задачи ему не хватило отцовского мужества, и помешал недостаток материнской любви.

Феномен прихода А. Гитлера к власти в Германии во многом был обоснован сочетанием в неосознаваемой психике немцев противоречивых внутренних объектов матери и отца. Этому способствовал глубокий общественный кризис страны в предвоенные годы, что в свою очередь привело к росту женской эмансипации (маскулинизации) и мужской феминизации. И это уже была не только личная проблема А. Гитлера, но и всего германского народа. У многих немецких мужчин того времени были своя малолюбящая мать и самоустраняющийся, прежде всего от семейных, дел отец. В результате воспитания такими родителями у детей формировалась неосознаваемая протестная психика. Она и привела их к созданию идеи преодоления глубокого общественного кризиса. В отличие от других немцев, А. Гитлер оказался всего лишь более удачливым в борьбе за властные полномочия.

Германский фашизм.

В связи с проводимым нами анализом неосознаваемых причин возрождения "тоталитаризма", перейдем к рассмотрению его германского варианта времен второй мировой войны, а именно нацизма или, как еще говорят, фашизма.

Глубокий общественный кризис Германии подтолкнул ее народ к необходимости приведения к верховной власти страны сильной личности. Обществу нужен был лидер, который не зацикливался бы на сию минутных проблемах отдельных людей, а действовал в интересах всей Германии, смело, решал задачи, порой даже не популярными методами. Об ориентации немцев кризисного периода на сильную личность и игнорирование существующих общественных законов говорят слова одного из идеологов нацизма А. Розенберга: "Каков бы ни был конец великого путешествия, надо бросать старые пожитки. Какое бы ни было стремление к высокому, надо оставлять то, что меньше. И на все сомнения и вопросы новый человек грядущего первого германского Рейха знает только один ответ: я восторжествую, один! ...организация должна держаться на расстоянии от религии, церковно-политических споров, таким же образом она должна быть свободна от обязательства придерживаться определенной философии искусства или неизменного стиля в архитектуре... Философские, религиозные, художественные убеждения могут быть основаны только на предпосылке личной свободы совести..." [5].

А. Розенберг так же считал, что идеология нацизма не подходит лицам, которые счастливо живут и работают со своей верой и глубокими корневыми связями со своим сообществом. Она ориентирована на тех, кто внутренне освободился от влияния сообщества и все еще не нашел путь к новым идеологическим связям. "... Эта группа насчитывает миллионы, накладывает на каждого собрата-борца обязательства по оказанию помощи себе и другим искателям посредством глубоких размышлений" [5]. Здесь, по всей вероятности, идет речь как раз о тех древних механизмах регулирования, к которым регрессировало предшествующее состояние общества и которые осознали идеологию нацизма. Широко известно их увлечение оккультными науками и разного рода древностями.

"Борьба за власть, ведущаяся в наше время, - отмечает А. Розенберг, - является внешним следствием внутреннего краха. Все государственные структуры 1914 года рухнули, даже если они все еще существуют частично. Рухнули также социальные, религиозные и идеологические учения и ценности. Ни один высокий принцип, ни одна верховная идея не управляют более жизнью людей. Группа сражается против группы, партия против партии, национальные ценности против интернациональных догм, суровый империализм против растущего пацифизма. Финансы своими золотыми сетями опутывают государства и народы, капиталы, жизненные основы, вырываются с корнем... Задача будущего не есть борьба класса против класса или столкновение между церковными догмами, но определение устойчивого различия между кровью и кровью, расой и расой, народом и народом. Все это означает взаимную борьбу духовных ценностей.

Однако ценности расовой души, которые выступают как движущие силы этого нового образа мира, все еще не вошли в сознание людей. Душа означает видение расы внутренним взором. И наоборот, раса – это внешняя сторона души.

Пробудить расовую душу к жизни означает признать ее высочайшую ценность и под ее влиянием распространить другие взгляды на основные положения в государстве, искусстве и религии. Это задача нашего столетия: создать новый тип человека согласно новому видению жизни. Для этого требуется мужество, мужество каждой отдельной личности, мужество всего подрастающего поколения, и в итоге - многих последующих поколений. Ибо те, кто был лишен мужества, погружались в хаос, и миропорядок никогда не созидался трусами" [5]. Комментарий в данном случае, как говорится, излишен. Все верно, и как все это напоминает события, происходящие в современной России в конце ХХ века.

Восстановление государства из хаоса во все времена начиналось с возрождения национальной идеи общественного устройства, производства и армии, а также повышения авторитета Матери (солдатской матери. Родины-матери). Поднимая до небывалой высоты промышленность, условия жизни и нравы немцев, укрепляя армию, их лидер неосознанно доказывал своему отцу превосходство над ним.

Однако этим все не закончилось. Было и продолжение, о котором мы хорошо знаем. Повышенная эмоциональность, придававшая до этого времени А. Гитлеру созидательную силу, вдруг безудержно повела на преодоление уже не созидательных преград. Произошло это потому, что была упущена одна деталь. Границы проективного отца должны были закончиться пределами Германии. Но произошла провокация развязывания Второй мировой войны теми, кому это было выгодно. О постановке ее сознательных задач мы не будем вести речь, ибо это не входит в задачу нашего исследования. Нас интересуют лишь неосознаваемые механизмы, на базе которых формируется "тоталитаризм".

А. Гитлер эмоционально был готов к войне, ведь неосознаваемая неприязнь к отцу не может быть окончательно удовлетворена, хотя может быть, и осознана, а действия корректированы. Именно этого и не произошло. К тому же общество "требовало" реализации своих неосознаваемых желаний. У многих мужчин этого времени был и свой неосознанно ненавистный отец. В виду этого, немецкая бессознательная машина ненависти направила высокооснащенную армию против...всего мира.

Отторгая символического отца, А. Гитлер отторгал и национальную идею. Его идеология, наряду с положениями национального характера, включала и многочисленные заимствования из культур других народов. Причем, часто, они были абсолютно подходящими тогдашнему состоянию общества, но не всегда адаптированными друг другу, а порой, абсолютно неприемлемыми и вредными. При этом Адольф что-то взял из наследия Римской империи, что-то от скандинавов, что-то от египтян, что-то от славян. Не имея четкой национальной идеи общественного устройства, немецкая армия захлебнулась в безудержности своего эмоционального порыва. Захватывая другие народы, немецкое командование неосознанно мстило своим отцам, а, уничтожая при этом своих солдат - мстило своим матерям. Вот такой вот психический дисбаланс преподнесли А. Гитлеру и немецкому обществу в начале их родители, а затем - провокаторы, воспользовавшиеся посткризисной эйфорией германского народа. Но что уж тут поделаешь, коль таковы законы природы и кризисного состояния общества. Теперь они нам понятны, и чтобы не повторить германской ошибки, российскому обществу следует извлечь из столь горького опыта правильные выводы.

Обобщение представления

По нашему представлению тоталитаризм - это такая система общественного устройства, главной ценностью которой является главенство мужского начала над женским, общества над личностью, национализма над интернационализмом, нравственности над распущенностью, любви духовной над любовью телесной, воли (свободы осознанного выбора) над удовольствием (свободы неосознанного выбора - проявления сексуальности и агрессивности), интеллекта над безумием.

Либеральная система общественного устройства ориентируется на прямо противоположную пропорцию. Тоталитаризм характеризуется созидательным взаимоотношением мужчин и женщин, представителей разных поколений, личности и общества, государственного и религиозного канонов, логики и эмоций, силы и красоты, содержания и формы в соответствии с естественной динамикой развития природы, общества и человека. Либерализм характеризуется регрессивной, а потому антиприродной, антиобщественной и античеловеческой направленностью. Касательно бытующего мнения о том, что в СССР использовалась тоталитарная система общественного устройства, мы не согласны, ибо здесь работала смешанная или либерало-тоталитарная система. Такой вывод подтверждается наличием в системе общественного устройства Советского Союза, к примеру, механизмов интернационализации семьи и феминизации общественного сознания.

В результате анализа глубоких общественных кризисов России начала и конца ХХ столетия, общественного развития Германии перед второй мировой войной и во время нее, а также предвоенных и предреволюционных, военных и революционных, послевоенных и послереволюционных событий других стран и времен, нами установлено, что чрезмерная активность некоторых членов общества, прежде всего в установлении либеральной системы ориентации (в период угасания глубоких общественных кризисов), затем в возвращении общества к стабильному развитию (в период угасания глубоких общественных кризисов) - в конце концов, приводит к формированию не только тоталитарного, сколько либерало-тоталитарного общественного устройства. Либерализм в этом смысле является механизмом психологического насилия, а либерало-тоталитаризм - механизмом физического насилия. По сути либерализм - это вывернутый на изнанку тоталитаризм.

Истории известно, что регресс общества к либеральной ориентации (обычно без четко выраженного этапа либерало-тоталитаризма0 происходит в первую половину глубоких общественных кризисов. Установление же либерало-тоталитарной системы общественного устройства происходит обычно в период выхода страны из глубокого общественного кризиса.

Глубокие общественные кризисы, как правило, затрагивают не одну, а несколько стран. Их взаимоотношения при выходе из кризиса часто сопровождается и ошибочными действиями, как с одной стороны, так и с другой стороны. В результате может произойти силовое нападение одной страны на другую. В любых войнах нового времени уничтожается враг или неосознаваемый образ символического отца, а защищается Родина или неосознаваемый образ символической матери. Но война-это противоречие. При более внимательном рассмотрении, на ее фронтах побежденный символический отец, представленный в образе военнопленных, все же спасается от смерти, а победившая армия, члены которой представляют собой продолжение и составную часть символической матери - уничтожаются.

Примером этого являются война между Германией и СССР. Касательно нашей темы и А. Гитлер и Й. В. Сталин практически в одно и то же время вели борьбу в сфере искусства с модернизмом, в сфере сексуальных отношений- с извращенчеством. Совершенно естественно то, что при этом страдали и институты, переполненные сторонниками "гуманистического" ориентации.

Как известно, история исследования сексуальных отношений, оформившаяся в науку сексологию, началась с появления в 1918 году в Германии Института сексологии доктора Магнуса Хиршфельда. Она развивалась в этих стенах в течение десяти лет, до прихода к власти А. Гитлера. Взяв штурмом здание упомянутого заведения, в страны получили развитие множество других психологических школ и институтов. Началось преследование гомосексуалистов...

В СССР также была прекращена деятельность одних психологических школ и развита деятельность других. По прямому указанию И.В. Сталина, 17 декабря 1933 года была введена уголовная ответственность за мужеложство.

Войны, конечно, были всегда в человеческой истории, однако, в древние времена они носили локальный характер, и не только потому, что не было высоко развитых технических средств. К.Г. Юнг как-то в беседе с живущими в условиях каменного века людьми-людоедами, выяснил, что воюют они с соседними племенами из-за любви к ним, чтоб их съесть. Причем, думая о будущем, много не уничтожали. Такое понимание считается парадоксальным для людей развитых стран, где каннибализм представляет собой одну из форм отклоняющегося поведения. Тем не менее, это так. В акте каннибализма, с точки зрения анализа неосознаваемой психики, сливается воедино любовь и ограничение любви (не любовь или ненависть), внутренние психические объекты матери и отца. При этом следует учесть, что изучать древнее сознание людей - почти все равно, что проникать в неосознаваемую сферу психики современного человека. Поэтому не случайно мы едим то, что любим. Это звучат в нашей психике неосознаваемые проявления древнего каннибализма. Последующая культура разделила это чувство, создав разнообразные формы получения питания, используя обработку земли и уход за растениями и животными. Но иногда это чувство просыпается в человеке из-за недостатка в детстве материнской любви и отцовской строгости (воли). Человек как бы возвращается к своим далеким предкам и живет их пониманием. В период глубокого общественного кризиса современный человек в зависимости от уровня генетической устойчивости и адекватности воспитания может достичь состояния психического заболевания или психопатического развития в самых широких проявлениях.

Нами выявлена прямая зависимость между дозой материнской любви и проявлениями древнего каннибализма. Чем меньше первое, тем больше второе, однако, не наоборот. Поэтому не случайно, что в период современного кризиса мировой цивилизации зачинатели войн давно вышли за рамки региона и в своей безудержной страсти готовы покорить (точнее уничтожить) весь мир.

С другой стороны, чтобы восстановить ролевые взаимоотношения мужчин и женщин, природа посылает первых на войну, а вторых ориентирует на выступления против нее. Это характерно для сознания. В бессознательной же сфере происходит все наоборот. Здесь мужчина желает не воевать, а строить, чтобы подарить все это своей возлюбленной. Правда, на этом пути имеются вышеописанные препятствия. Исходя из этого, зададим вопрос: не своей ли любовью к врагам начиняют инженеры бомбы, чтобы проективно мстить своим отцам? Бессознательная же сфера женщины стремится, чтобы выбор пал именно на нее. Поэтому, в скрытом для нее смысле она всегда стоит не на страже мира, а на грани войны. Не являются ли, в связи с этим, памятники жертвам современных военных событий и памятниками неосознаваемой ненависти к своим эмансипированным матерям?

Причин введения жесткого управленческого режима в обществе множество. Это и развал экономики, и казнокрадство, и иностранное засилье, и массовое распутство... Однако в основе последующих государственных действий всегда лежит переход неосознаваемой сферы общественной психики (коллективного, бессознательного) от гомосексуальной к паранойяльной ориентации. Таких примеров история знает немало. На Руси с этой целью в свое время была создана опричнина, в СССР - НКВД, в третьем рейхе - гестапо. "Именно они, - заметил бывший начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Г.С. Водолеев, - страхом и расправами нейтрализовали коррумпированное чиновничество, заставили его снова стать эффективным инструментом управления обществом и надежно удерживали в работоспособном, доброкачественном состоянии. Беда была только в том, что позднее сами эти ведомства превращались в монстров, перед которыми цепенела нация..."[3]. В преддверии грозных событий находится и современная Россия. Перейдя ко второму этапу глубокого общественного кризиса, в ней стали увеличиваться озлобленность, жестокость, ненависть. Кстати, на Западе, уже бояться результатов российской "перестройки".

Но вернемся к немецкому варианту "тоталитаризма", вылившегося во вторую мировую войну. Судили на Ньюрбергском процессе германский фашизм, что не совсем верно. На скамье подсудимых должны были сидеть не только те, кто отдавал приказания, и убивал физически, но и те, кто набивал свои денежные мешки в период пассивного (предвоенного) этапа глубокого общественного кризиса Германии, паразитируя на древнем чувстве любви. Они же защитились деньгами, умноженными в период Второй мировой войны в несколько тысяч раз и остались на свободе, совращая народы продолжающейся сексуальной революцией. Может быть, именно из-за этого многие материалы Ньюрбергского процесса остались засекреченными до сих пор.

Нацизм - лишь одно из следствий сексуальной революции. Россия периода завершения ХХ столетия оказалась в аналогичной ситуации, как и предвоенная Германия. Поэтому возможны просчеты и ошибки. Для преодоления активного этапа глубокого общественного кризиса мало желания одиночек. Чрезвычайно важно совпадение времени, обновления национальной идеи общественного устройства, массового осознания, а затем уже массового желания и умения. Чтобы возрождение российского общества было более мягким, важна последовательная общенародная интеллектуализация. К примеру, передачи телевидения, ориентированные преимущественно на развлекательный стиль (эротика – непродуктивный заменитель матери, боевики - непродуктивный заменитель отца), до определенного уровня должны постепенно сокращаться, а их место заменять темами познавательными (обучающими). В этом случае человек не лишается довольствия, а получает его отсрочено, то есть не по принципу "здесь и теперь", а после использования той системы знаний, которую приобрел. Ту же мысль, только по отношению к экономике России конца ХХ века, высказал 14 сентября 1998 года в одной из передач первого канала телевидения Андрей Годзинский: "Надо ликвидировать "игорный дом" [2].

Параллельно необходимо развитие общественного производства и системы обрядовости. Чем дольше будет затягиваться введение таких преобразований, тем большая вероятность силовых методов общественной стабилизации.

Известно расхожее мнение, что если бы власть была в руках женщин, то на Земле, якобы, воцарился мир, поскольку матери жалели бы рожденных ими и потому избегали бы войн. Это несбыточная фантазия. Более того, в деле сохранения мира она, напротив, вредна, ибо ведет к войне. И вот почему. Когда человеку тяжело, он изыскивает возможности и копит силы для преодоления неудовлетворенности. Так и общество, жизнь которого во многом связана с ритмической активностью природы. Периодически возникает необходимость разрешить ситуацию силовыми методами. Но это еще не война. Мысль о войне возникает тогда, когда для преодоления общественных противоречий исчерпаны другие средства. И возникает она прежде не в умах, как думают либеральные политики, а в неосознаваемой (мотивационной) сфере психик". Происходит это по вполне объективным причинам, в первую очередь из-за активизирующейся претензии женской части населения не на свою роль, то есть на мужскую.

К сожалению, выше представленная фантазия охватывает не только эмансипированных (маскулинизированных) женщин, но и феминизированных мужчин. Вместе они пытаются изменить не только "военные структуры и доктрины, но и произвести коренные преобразования в самой культуре, превратив культуру насилия и войны в культуру мира". Именно этот тезис прозвучал весной 1998 года в Париже на сессии ООН по вопросам образования, науки и культуры из уст Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майор в докладе "Культура мира" для включения его в 53-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Претворение в жизнь подобных решений разрушают механизмы общественного регулирования, создаваемые Учителями человечества (в основном, мужчинами) в течение тысячелетий, способствует порабощению народов чуждыми антиприродными идеями. В такой ситуации с целью защиты мира обращение только к человеческому сознанию явно недостаточно. Оно представляет собой действия ученика, только начинающего познавать мир. Такой способ равносилен тушению огня бензином. Для того, чтобы нейтрализовать войну или хотя бы ограничить ее проявления, необходимо воздействовать на причину - на уменьшение либеральной и феминной роли в политике. Особенно это касается особо взрывоопасных (активных) этапов глубоких общественных кризисов, в период которых в обществе происходит замена общественного канона (системы общественного устройства). Сопротивление этим действиям активизирует мужчин на преодоление общественного кризиса. Со временем происходит осознание происходящего, а мысль, как известно, представляет собой не безликую энергию. "Магнитная природа мысли, - как заметила в более узком смысле председатель просветительского научно-культурного Рериховского Центра Молдовы

Лариса Дмитриева, - делает возможным стягивание идентичных энергий в пространстве в огромные конгломераты... Когда концентрация, к примеру, негативной, пространственной энергии достигает одного выстрела, как, например, ~в Сараево в 1914-м, - и началась первая мировая война. Достаточно провокации – и началась вторая мировая..." [4]. Для того, чтобы люди очнулись и, пока еще не поздно, остановили вероятное кровопролитие, необходимо отойти от матриархальной (либеральной или регрессивной) системы общественного устройства и обратиться к патриархальному (тоталитарному или прогрессивному) опыту тысячелетий, то есть не столько к теоретическому (улучшение законодательной базы), сколько к практическому (исполнение законов) установлению порядка.

Приход в свое время к власти в СССР необычайно спокойного даже в сложнейшие ситуации военного времени, И.В. Сталина, а в Китае - Мае Цзедуна и длительное ее удержание, говорит об их большой психической сбалансированности по сравнению с А. Гитлером. Поэтому, при исследовании тех или иных политических событий совершенно незачем всех "тоталитарных" лидеров объединять в один ряд. Они могут оказаться людьми разного психического склада. Отсюда и разный подход к решению тех или иных общественных задач.

Здесь же есть смысл отметить совсем не случайную неприязнь смутьянов к руководителям любого масштаба периодов либерало-тоталитарного и тоталитарного развития страны, к тем, кто в прямом и переносном смысле уже "беззуб" и не может оказать должного сопротивления. Все копья ломаются из-за предчувствия лишения удовольствия паразитирования на древнейшем чувстве любви и заслуженного возмездия.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что причины тоталитаризма заложены в неосознаваемой сфере общественной психики самой природой. Его обновлению способствуют глубокие общественные кризисы. Тоталитаризм представляет собой важнейший механизм общественного развития.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Барабаш В.И. Была ли у Сталина шизофрения? //Приморские новости. № 32.1995. С.2-3.
2. Годзинский А. Интервью на первом канале российского телевидения.1988.14 сентября.
3. Коррупция сегодня - преступление без наказания. Корреспондент А.Агеева беседует с Г.С. Водолеевым. //Новый Петербург. № 42(297). 1997. 30 октября. С. 1-2.
4. Образумит ли мир Организация Объединенных Наций? //Аномалия. № 17(173).1998. С. 4.
5. Розенберг А. Миф двадцатого столетия. Вступительное слово автора. //Народное дело. № 1(1). 1991. С. 4.

Hosted by uCoz